
Те кто хорошо знают храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково наверное обращали внимание на то, что жители окрестных сел особо почитают праздник преподобного Сергия, игумена Радонежского. Пожилые прихожане объясняют это еще и тем, что это день ангела отца Сергия, который долгое время служил здесь и духовно окормлял жителей нескольких окрестных деревень.
В конце 90-х годов, после того, как митрополит Ювеналий благословил сбор сведений для возможной канонизации новых мучеников и исповедников, пострадавших за Веру Христову в трагическом XX веке, Прихожане храма в Поярково с Божьей помощью начали такую работу. Бывали в разных местах и по крупицам собирали сведения о жизни и подвиге нашего земляка, смиренного и любящего пастыря Сергия Третьякова.
Отец Сергий родился в 1879 году и происходил из священнической семьи. В прежние времена, как правило, сыновья священников шли в духовную семинарию. Так и он, закончил московскую Вифановскую семинарию, но священником стал не сразу, десять лет был учителем, преподавал Закон Божий. И лишь в 1909 году принял сан священника, женился, а вскоре отца Сергия определили настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мышецкое, которое находится недалеко от здешних мест. Старожилы рассказывали нам, что Покровский храм был необычайно красив. Кирпичный, пяти-купольный. Центральный позолоченный купол в погожий день сиял, как солнце. В храме имелась богатая утварь из золота и серебра, иконы были в ценных окладах. X рам очень любили и посещали с радостью. В нашем храме, в Поярково, батюшка служил лишь несколько раз в году, но поярковские тоже хорошо знали и любили отца Сергия: он был поистине отцом для селян, и паства благоговейно относилась к своему пастырю. Смиренный батюшка никогда не отказывал людям в их просьбах: крестил, венчал, отпевал. Так и называли его в разговорах между собой — «безотказный наш».
Для всего села каждый приезд отца Сергия был праздником. В назначенный день, с утра пораньше, все собирались у храма. Отец Сергий добирался в Поярково по разбитой деревенской дороге. Летом на телеге, зимой на санях. Приезжал обычно с матушкой Ольгой, своей женой. Она руководила в храме хором. Иногда вместе с ними были их дети. Служба у батюшки была долгая, но все терпеливо ждали, затем исповедовались и «всем миром» причащались.
Революция полностью изменила размеренную, спокойную жизнь этих сел. После первого ареста и закрытия храма в Мышецком в 1934 году отец Сергий стал служить в другом храме в селе Троицкое. Но местные жители вспоминают, что батюшка часто приходил в Поярково ночью, преодолевая пешком около 10 километров. Под утро, так же пешком, покидал село.
Отец Сергий говорил так: «Сейчас, когда храмы почти все закрыты, священники должны идти в дома людей и окормлять их там». Он это и делал. Не боясь никаких последствий, причащал и в Мышецком, и в Поярково, крестил на дому, отпевал и даже провожал покойных на кладбище, что категорически запрещалось властями. Он верил своей пастве, и паства, когда наступило время испытания, не выдала его. Теперь уже точно известно, что ни один житель сел, где были батюшкины прихожане, не стал свидетелем по его «делу», никто не написал доноса. Преданный пастырь тоже остался верен им до конца и, чтобы никто не пострадал, пожертвовал собой. Когда шли повальные аресты и расстрелы, в этих селах все остались живы и целы. Он даже формально развелся с женой, для того, чтобы семья его не подверглась репрессиям. Когда же началось повсеместное изъятие церковных ценностей, наш храм и храм в Мышецком не пострадали, по милости Божией и по молитвам батюшки.
Есть несколько свидетельств, подтверждающих духовное мужество простого сельского священника. В 1920—30 годы началось строительство канала «Москва-Волга». На нем работали тысячи заключенных. Трасса канала проходила недалеко от Мышецкого, и жители знали не понаслышке, в каких условиях находились заключенные, умиравшие от голода, холода и непосильных работ. Отец Сергий благословлял своих прихожан (конечно, тайком) помогать несчастным людям. Для этого духовные дети батюшки ходили в окрестные леса, якобы для прогулки или за грибами и ягодами, и оставляли на деревьях «котомочки» (как сами они их называли) с продуктами и одеждой.
Отец Сергий знал, что не за горами новый арест, и старался успеть напоследок, послужить Богу и людям. Страх и ужас поселились среди людей. Начался голод, особенно после принудительной коллективизации. Открыто исповедовать Веру решались уже немногие. Но, как вспоминают свидетели, появлялся отец Сергий, и будто солнце выходило из-за туч. Придет, утешит, выслушает, даст совет.
«Его невозможно было не любить», — рассказывали прихожане. И вот такого светлого, любящего пастыря все-таки арестовывают, осуждают и расстреливают за то, что он отслужил молебен в доме.
Отца Сергия однажды пригласили в незнакомое село и он, следуя своему жизненному принципу, что нужно идти к людям, пришел в названный дом. Там собралось около двух десятков человек. Отец Сергий отслужил молебен, после этого была трапеза, а на следующий день кто-то донес в соответствующие органы. Его арестовали вместе с псаломщиком и старостой.
Немало усилий, в свое время, пришлось приложить прихожанину нашего храма Вячеславу, чтобы получить документы следственного дела отца Сергия.
Из них выяснилось, что следователи всеми способами, в том числе с помощью пыток и угроз в адрес родных и близких, пытались добиться того, чтобы мученик за Веру оговорил себя и признал Церковь контрреволюционной организацией, враждебной государству. Он же держась твердо, на все вопросы отвечал: «Нет... Не был... Не знаю...». Эти протоколы — удивительный документ для всех нас, о том, как надо вести себя перед лицом суровых испытаний.
Отца Сергия, согласно протоколу заседания «Тройки», приговорили к расстрелу. Приговор привели в исполнение 13 октября 1937 года в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, чье святое имя носил храм, где отец Сергий почти 30 лет верой и правдой служил настоятелем.
В 1962 году по заявлению одной из дочерей батюшки, Клавдии Малашенковой, была начата проверка архивно-следственного дела их отца.
По ее результатам было установлено, что «...привлечение к уголовной ответственности священника Третьякова Сергея Степановича было необоснованным и служит основанием для внесения протеста на постановление «Тройки при УНКВД СССР».
Как знак восстановления Божией справедливости, официальная реабилитация отца Сергия произошла в тот же день, 13 октября, но уже через 25 лет после расстрела.
В поисках сведений о жизни и подвиге отца Сергия Третьякова для его возможной канонизации, прихожане храма встречались с людьми, которые знали его лично. Это было удивительно! Такие лица, к сожалению, сейчас не увидишь в нашей жизни. Это люди, которые хранили Веру всю свою долгую жизнь: такая твердость, такой огонь в глазах! С каким чувством и с какой благодарностью они говорили о батюшке. Как они радовались, что о нем вспоминают, что наконец-то нашлись люди, которые заинтересовались судьбой этого священника.
На архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, в августе 2000 года, была совершена канонизация Собора новомучеников и исповедников российских XX столетия. Это 1154 имени. Среди них архиереи, священнослужители Русской Церкви, а также простые миряне, отдавшие жизнь за веру Христову. Но далеко не все исповедники и мученики за веру Христову вошли в эти списки. О ком-то не успели собрать необходимые документы к Собору, о ком-то каких либо свидетельств вообще нет. С какими-то фактами, к сожалению, теперь уже просто невозможно разобраться. Не значится в этих святых списках и протоиерей Сергий Третьяков. Надеемся, что ПОКА не значится. И мы, и те, кто хорошо знал батюшку, верим в его святость.
Наша церковь молится о невинно убиенном протоиерее Сергии Третьякове, поминает его на каждом богослужении, а главным свидетельством любви к христолюбивому пастырю является светлая, добрая память о нем, переданная теперь уже новому поколению верующих.
Помяни, Господи, во Царствии Твоем преданного раба Твоего, протоиерея Сергия и сотвори ему вечную память, а нас, грешных, сохрани и помилуй его святыми молитвами...